1. Мониторинг рынка труда
Целью проведения мониторинга является выявление динамики рынка труда, формирование перечня востребованных и перспективных профессий, выявление потребности работодателей в квалификациях, формирование запроса на разработку профессиональных стандартов и актуализацию разработанных ранее.
Анализ востребованности выпускников профильных учебных заведений на предприятиях городского пассажирского транспорта позволяет оценить качество получаемого образования и корректность территориальной привязки образовательных программ.
2. Разработка и актуализация профессиональных стандартов
Профессиональный стандарт содержит характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления определенной профессиональной деятельности в форме описания требований к содержанию и качеству труда.
Для того чтобы описать требования к содержанию и качеству труда необходимо провести структурированный анализ профессиональной/ трудовой деятельности. В результате формируется перечень трудовых функции (карта трудовых функций) и их содержание.
3. Экспертиза Федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ
Одной из задач Совета по профессиональным квалификациям городского пассажирского транспорта является совместная работа с образовательными организациями по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и примерных основных образовательных программ, которая заключается в гармонизации образовательных программ с профессиональными стандартами.
Федеральные государственные образовательные стандарты разрабатываются с учетом требований профессиональных стандартов в части профессиональных компетенций. Актуализация ФГОС проводится по мере утверждения соответствующих профессиональных стандартов.
4. Профессионально-общественная аккредитация
Профессионально-общественная аккредитация – один из действенных инструментов независимой оценки качества образования, позволяющий работодателям убедиться в том, что образовательный процесс выстроен правильно и гарантирует высокое качество подготовки выпускников. Образовательным организациям профессионально-общественная аккредитация позволяет повысить качество программ и, как следствие, свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.
5. Независимая оценка квалификации
Независимая оценка квалификации – это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций (п.3 ст.2 от 03.07.2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»).
6. Разработка отраслевой рамки квалификаций
Рамка квалификаций – системное, структурированное по уровням, сформированное на основании профессиональных стандартов описание признаваемых в отрасли (секторе экономики, области профессиональной деятельности) квалификаций.
Рамка квалификаций обеспечивает:
— проведение анализа видов профессиональной деятельности и формирование обоснованных предложений по разработке, актуализации профессиональных стандартов;
— анализ профессионально-квалификационной структуры областей профессиональной деятельности в их взаимосвязи и формирование актуальных перечней квалификаций и компетенций, обоснованных предложений по разработке и актуализации описания квалификаций;
— организацию прогнозирования развития квалификаций;
— межотраслевой и межстрановой сопоставительный анализ;
— формирование перечней профессий, специальностей, направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования;
— построение индивидуальных карьерных траекторий.